Интервью коммерческого директора "РИТЕРНА-РОССИЯ" для журнала "100 ответов от экспертов"

Какие виды гаражных ворот наиболее распространены? Чем они конструктивно отличаются друг от друга?

Если мы говорим о гаражных воротах, то в первую очередь подразумеваем гараж для легковой машины в личном пользовании. Наверное, в этом случае наиболее распространенные пока еще распашные ворота. Там, где нет возможности каким-то образом охранять гараж, например, на дачах в деревнях или в старых автокооперативах, такие ворота еще востребованы. Они оснащаются противосъемными штырями, изготовлены из толстых листов стали, дополнены специальными и народными средствами противодействия взлому. Причем, далеко не всегда есть потребность их оснащения автоматикой. Не надо забывать, что до сих пор еще встречаются такие проемы, в которые секционные ворота просто не поставить. В отличие от распашных ворот, секционные, конечно же, удобнее в эксплуатации. Поэтому в новых домах все больше и больше появляется секционных ворот. В паре с откатными воротами, перекрывающими въезд на придомовую территорию, оснащенные устройствами дистанционного открывания, они доставляют огромное удобство в пользовании.

Что представляют собой секционные гаражные ворота? В чём их преимущества?

Сейчас мы говорим только о подъемно-секционных воротах, называя их просто секционными, не забывая о том, что есть еще секционные ворота, полотно которых смещается не под потолок, а вдоль одной из стен. Секционные ворота представляют собой полотно из секций, соединенных между собой петлями. Секции ворот для гаража могут представлять собой как сэндвич-панель, так и панорамную, а так же их комбинацию. Обращаю внимание на то, что компания Ryterna предлагает для своих клиентов огромный спектр оформления полотна ворот, в том числе и изготовление их из панорамных панелей со вставками из различных стекол. Просто в России как-то сложилось впечатление, что панорамные ворота – это только промышленные и только цвета алюминия. Панорамная секция представляет собой каркас из алюминиевых профилей, в который вставлены стеклопакеты. Помимо обычного профиля можно заказать ворота из, так называемого, "теплого". Он отличается от обычного тем, что внешняя и внутренняя части секции отделены друг от друга специальными вставками, т.е. мостик холода разрывается, что позволяет лучше сохранять тепло. Сэндвич-панели представляют собой комбинированную конструкцию металл-утеплитель-металл. Жесткость и прочность конструкции придает именно полиуретан высокого давления и его свойства прилипания к металлу. Например, компания Ryterna изготавливает уникальные секционные ворота для проемов площадью до 120 кв.м. именно из сэндвич-панелей.
К преимуществам секционных ворот стоит отнести, прежде всего, их теплосберегающую функцию. Сама по себе сэндвич-панель представляет собой хорошую теплоизоляцию. Однако, не стоит забывать, что основное тепло уходит не через нее, а через щели. Так вот именно в конструкции секционных ворот очень удачно реализовано уплотнение как щелей по периметру проема, так и между секциями. Ворота не требуют очистки территории перед ними, например, от снега и льда, не требуют фиксации створки, чтобы порывом ветра створка не ударила бы въезжающую в гараж машину. Ворота легко автоматизируются, имеют стойкое антикоррозионное покрытие всех деталей, а так же приятный внешний вид. Установка ворот довольно проста, как и их обслуживание. Например, ворота модели R40 компании Ryterna можно установить одному. Благодаря отсутствию торсионной пружины, которую при монтаже необходимо закручивать, что без навыков может привести к травме, такие ворота может установить самостоятельно неспециалист. Даже возможную замену эспандерных пружин через несколько лет можно выполнить самостоятельно без вызова специалистов.

Может ли полотно секционных ворот сдвигаться вбок, располагаясь в открытом положении вдоль стены? Что представляют собой секционные гаражные ворота? В чём их преимущества?

Да, такая разновидность секционных ворот есть, правда, она не очень распространена. Условно можно сказать, что это те же секционные ворота, которые положили на бок. При этом возможна конструкция, когда ворота состоят из двух полотен, которые раздвигаются в стороны. Минус таких ворот заключается в необходимости свободного пространства внутри гаража, а так же в том, что на полу в створе проема будут установлены направляющие выступы. Преимуществом таких ворот перед подъемно-секционными является большая безопасность эксплуатации, т.к. полотно ворот не может ниоткуда упасть в случае поломки пружин или обрыва тросов или отказа устройств безопасности, возможность приоткрыть ворота частично для прохода человека. Ворота можно открывать как вручную, так и с помощью электропривода. Некоторые производители секционных ворот изготавливают петли и другие подвижные детали из нержавеющей стали. Это рыночный ход или такие изделия действительно обладают увеличенным сроком службы? Да, изготавливают. Но в данном случае надо понимать назначение того или иного решения. Классической конструкцией в секционных воротах всегда были элементы из оцинкованной стали. Это наиболее демократичный материал и из него получаются детали приемлемых габаритов. Меньшие по размеру, но с теми же свойствами детали можно получить из иного материала, каким и является нержавеющая сталь. Однако, к антикоррозийным свойствам ворот в целом это не имеет никакого отношения. Предлагаемые на рынке антикоррозийные пакеты, как правило, заменяют аналогичные детали из оцинкованной стали, либо частично, либо почти полностью (петли, ролики, саморезы, тросы, заглушки панелей, направляющие и пр.). Однако, замену пружины или жести для сэндвич- панелей из нержавеющей стали никто не предлагает. Пружина в любом случае будет ржаветь и терять свои свойства. Утеплитель в панелях имеет свойство впитывать влагу. Масса полотна ворот увеличивается, пружина уже не справляется с массой полотна и ворота поднимаются все хуже и хуже. Петли и ролики из нержавеющей стали сами по себе прослужат дольше, но крепятся они в сэндвич-панели с помощью саморезов. При его закручивании нарушается покрытие жести панели и в результате воздействия влаги это место начинает ржаветь и из него появляются подтеки ржавчины. Необходимость в направляющих из нержавеющей стали весьма мала. В целом можно сказать, что общие затраты на полный антикоррозийный пакет для ворот, которые работают в условиях высокой влажности, например, на мойках, не оправдан. Торсионные пружины или пружины растяжения — что предпочесть? Конструкция секционных ворот с использованием торсионных пружин является классической. Торсионная пружина является компактной, мощной, надежной и простой. С использованием таких пружин можно изготовить практически любые секционные ворота. Однако, у них есть и недостатки. При монтаже или демонтаже ворот, а так же при сервисном обслуживании эти пружины надо закручивать и/или раскручивать. Эта операция небезопасна и в домашних условиях без вызова специалистов не обойтись.
Пружины растяжения являются классической конструкцией предшественников секционных ворот – подъемно-поворотных. Для начала эксплуатации ворот их не требовалось даже растягивать. Они просто закреплялись на кронштейнах. А в зависимости от массы полотна количество пружин увеличивали или уменьшали. При закрывании ворот они растягивались, при открывании возвращались в свое нормальное состояние, таким образом помогая поднимать ворота. Эта конструкция еще напоминает эспандер. Кстати, такие пружины еще так и называют – эспандерные. К этой простой конструкции снова вернулись теперь уже в секционных гаражных воротах, которые обычно не бывают больше 3 м по ширине и высоте. В модели ворот R40 компании Ryterna используют конструкцию пружина в пружине и располагают вдоль горизонтальных направляющих либо под ними, либо надо ними, либо сбоку, причем, в воротах расположение пружин может быть на разных сторонах разным, например, на одной стороне над направляющими, а на другой – сбоку от них. Все зависит от доступного места. Такие ворота хозяин может установить самостоятельно, т.к. горизонтальные направляющие уже собраны на заводе и ничего взводить или регулировать не требуется. Если потребуется подтянуть пружины (ни для кого не секрет, что со временем они "проседают"), то это выполнить легко самостоятельно. Достаточно покрутить две гайки. Даже замена пружин выполняется самостоятельно. Ворота надо поднять, снять пластиковые короба, снять с креплений пружины и поменять их на новые.

В какие цвета окрашивают секционные ворота?

Можно сказать, что ворота окрашивают в любые цвета, даже одни ворота в несколько цветов, а дополнительно мы можем нанести на полотно ворот любое изображение. Однако, стоит знать о том есть цвета жести, из которой изготовлены сэндвич-панели. Жесть красится на заводе- изготовителе жести и имеет наилучшее многослойное антикоррозийное покрытие. Эти цвета указаны в каталоге производителя как цвета сэндвич- панелей. Прочие цвета получают окрашиванием, как правило, белых панелей. В этом случае антикоррозийные свойства чуть хуже, но, тем не менее, весьма высоки. Еще стоит знать о том, что цвета, имитирующие деревянные поверхности, получены не окрашиванием, а использованием на заводе-изготовителе жести специального ламината, накладываемого на жесть.

Если лакокрасочное покрытие повреждено, можно ли самостоятельно восстановить его или хотя бы предотвратить коррозию?

Да, если покрытие сэндвич-панели повреждено, то его можно восстановить самостоятельно, однако, если это не панели с применением ламината (цвета, имимтирующие деревянную поверхность) и не какое-то эксключивное решение (изображение на воротах, аппликации и т.п.). В таком случае придется менять секцию.

Если повреждена одна секция, придётся менять всё полотно?

Нет. Можно заменить только поврежденную панель (чаще всего повреждаются нижние и средние панели). Монтажники выезжают на место и производят замену секции.

Каков срок исполнения заказа на секционные ворота? Как происходит заказ?

Надо понимать, что срок изготовления ворот исчисляется минутами, но существует очередь заказов, длина которой разная в зависимости от времени года. В среднем, можно сказать, что срок исполнения заказа не превышает 5 дней.
Заказать секционные ворота достаточно легко. Необходимо позвонить в один из наших филиалов, которые имеются в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Ярославле и Твери или нашим партнерам в других регионах, и сообщить размеры проема, а так же пожелания по таким аксессуарам или дополнительному оборудованию как калитка, автоматика и пр. Всю необходимую информацию можно посмотреть на нашем сайте www.ryterna.ru. Если вы не уверены в том как правильно замерить проем и на что обратить внимание, то необходимо вызвать замерщика, который на месте вас и проконсультирует, что-то подскажет. Потом вам предлагается для ознакомления коммерческое предложение с указанием характеристик ворот и ценой. Если вас все устраивает, вы оплачиваете и с вами согласовывается срок установки ворот. Перед датой установки с вами созванивается наш сотрудник, чтобы подтвердить назначенный ранее срок монтажа. В положенный срок бригада выезжает к вам. В среднем ворота в гараж устанавливаются около 4 часов. Кроме ворот, изготавливаемых на заказ, в наших филиалах имеются некоторые запасы ворот R40, которые представляют собой комплекты для изготовления ворот в нужный проем. Это позволяет, не ожидая изготовления на производстве, на месте подрезать панели комплекта по ширине, а, если надо и по высоте(!) и почти сразу получить готовые ворота. Это позволяет очень быстро отреагировать на заявку клиента в тех местах, которые удалены от основного производства на значительные расстояния.
Ворота больших размеров и какие-то нестандартные заказываются на головном предприятии в Литве. В таком случае заказ исполняется в течение 4-5 недель.

Устанавливаются ли калитки в секционные ворота? Не снижают ли они взломостойкость ворот?

В секционные ворота могут быть установлены калитки. Это необходимо в тех случаях, когда в помещение нет второго входа, а количество проходов людей через ворота довольно высоко. Калитка в таком случае позволяет экономить тепло. Калитку в воротах можно заказать в момент заказа ворот, а в некоторых случаях врезать в уже имеющиеся, хотя этот вариант не совсем стандартный. Влияние калитки на взломостойкость ворот конечно же есть, но только в том случае, когда помещение не оборудовано охранной системой. Если ее нет, то компания Ryterna может предложить для калитки многоригельный замок, калитку со скрытыми петлями и личину замка с повышенной секретностью.

Требуется ли оснащать ворота замком?

Все зависит от наличия второго входа в помещение и автоматики. Если у вас ворота без автоматики, но в помещение есть второй вход, то воротам не требуется даже врезной ручки. Вы подъезжаете к гаражу, выходите из машины, заходите в гараж через дверь, отодвигаете задвижку на воротах и за ручку, выполненную как единое целое с нижним кронштейном ворот, поднимаете полотно ворот. Заезжаете на машине в гараж, опускаете полотно ворот и закрываете ворота на задвижку. Выходите из гаража через дверь. Если у вас ворота без автоматики и в помещение нет второго входа, то это как раз тот самый случай, когда требуется замок. Вы выходите из машины, ключом открываете замок, за его ручку поднимаете полотно ворот, заезжаете в гараж на машине, опускаете полотно ворот и закрываете замок ворот, повернув ручку, т.к. замок полуавтоматический. В случае, если у вас ворота оснащены приводом, то вне зависимости от второго входа, вам замок не требуется. Единственное о чем следует позаботиться, так это о том, чтобы привод был оснащен, так называемой разблокировкой, которая понадобится в случае отключения электропитания или поломки привода. Разблокировка позволяет с помощью ключа отключить привод от ворот, чтобы их можно было поднимать вручную.

От чего зависят теплоизолирующие свойства ворот?

Теплоизолирующие свойства ворот, в основном, зависят от надежного перекрытия щелей по периметру полотна ворот и на стыках секций. Если секции изготовлены из сэндвич-панелей толщиной около 40 мм, то практически у всех современных производителей этих панелей примерно одинаковые параметры, которые соответствуют кладке в 1,5…2 кирпича. Для более высоких показателей компания Ryterna предлагает ворота TLP- ULTRA из панелей толщиной 80 мм, что значительно повышает теплоизолирующие свойства. Такие ворота часто устанавливают в морозильные камеры. Если же быть совсем точным, то на теплоизолирующие свойства ворот еще существенно влияет и влажность.

Каковы особенности эксплуатации секционных ворот?

Каких-то особых требований к воротам нет. В процессе эксплуатации нужно следить за равномерностью движения ворот, нет ли посторонних скрипов, повреждений тросов. Если ворота оснащены приводом, то не менее раза в год следует проверять функцию привода "автореверс". Ее смысл в том, что при опускании полотна и наезде на препятствие, полотно должно остановиться и начать подниматься. Если этого не происходит, то надо срочно вызвать специалистов. Безопасность эксплуатации ворот должна быть на первом месте. Клиент самостоятельно сможет смазывать петли или обращаться раз в год в сервисную службу. Вызов специалиста может быть разовый, а можно заключить договор на 1 или 2 года. Если за воротами правильно ухаживать, то срок их службы неограничен. Вся необходимая информация находится в руководстве по эксплуатации ворот, которая поставляется с воротами, а так же на нашем сайте www.ryterna.ru.

Можно ли самостоятельно установить секционные ворота и как проверить качество их монтажа?

Установить секционные ворота самостоятельно можно. Со всеми воротами поставляется инструкция по монтажу. Так же на сайте нашей компании есть техническая документация, где описана последовательность проведения монтажных работ. Если что-то не получается, то можно обратиться в сервисную службу. Проверить качество монтажа довольно просто. Нужно визуально проконтролировать правильность установки ворот в проем и их работу. Ворота должны быть расположены симметрично относительно вертикальной оси проема. Профили, которые прикреплены по бокам проема (вертикальные углы с вертикальными направляющими ворот) должны быть выставлены по уровню в вертикальных плоскостях и плотно без щелей прилегать к стенам по всей длине. Обязательно нужно проверить балансировку ворот. Для этого надо, если есть, разблокировать привод ворот, затем вручную поднять полотно на уровень примерно «по пояс» от земли. Во время подъема стоит обратить внимание на усилие, с которым поднимается полотно. При правильной настройке ворот должно быть достаточно небольшого усилия. Если необходимо большое усилие, это значит, что полотно ворот сильно прижато к вертикальному уплотнителю и есть подозрение на неправильную настройку пружин. Подняв полотно ворот, необходимо убедиться в том, что ворота не поднимаются вверх и не опускаются вниз. Если это так, пружины компенсируют массу полотна ворот, т.е. ворота сбалансированы правильно. Иначе – баланса нет и необходимо выполнять работы по балансировке ворот. В конце осмотра следует проверить ход роликов.Они должны свободно вращаться, проворачиваться без усилий, но не иметь и слишком большого хода, потому что это обеспечивает примыкание полотна ворот к вертикальному уплотнителю.

Какую долю в процентном соотношении занимают секционные

ворота по сравнению с другими видами? Сколько они стоят? Секционные ворота занимают около 60% рынка. Они выходят в лидирующие позиции. Средняя цена ворот для стандартного проёма 3 х 3 м около 34 000 руб.